Классическая судоку - это квадрат 9x9 клеток, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки (смотрите рисунок). Изначально в некоторых клетках уже установлены цифры (от 1 до 9). Цель игры в том чтобы заполнить пустые клетки цифрами от 1 до 9. При этом в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3x3 цифры не должны повторяться. Правильно составленная головоломка имеет только одно единственное решение.
Часто можно встретить утверждение о том, что сложность классической судоку не зависит от количества изначально заполненных клеток (ключей). Иногда это действительно так. Однако, зачастую это лишь отличное оправдание для многих печатных изданий, чтобы публиковать головоломки с 30-ю и более ключами, выдавая их за судоку различного уровня сложности. Кстати минимально возможное количество цифр подсказок в классической судоку - 17.
Если убрать из судоку маленькие квадраты 3х3, то получится немного другой вид головоломки: латинский квадрат.
В нашем журнале к типу Классика/Латинский квадрат относятся также и судоку произвольного размера (начиная от 5х5).
Рассмотрим на примерах два базовых алгоритма, применяющихся для решения судоку:
1. В выделенной вертикали (рисунок слева) где-то обязательно должна находиться цифра 9. Исключим клетки, в которых её быть не может: 3 центральные (потому что в центральном квадрате цифра 9 уже присутствует); 3 нижние (в нижнем квадрате цифра 9 тоже установлена) и пара верхних клеток (они уже содержат цифры 8 и 4). Осталась только одна единственная клетка во всей вертикали, где может стоять цифра 9. Этот алгоритм можно применять также для горизонталей и маленьких квадратов. Рассматривать, в первую очередь, следует наиболее заполненные блоки.
2. Рассмотрим одну из клеток головоломки (на рисунке справа). Исключим цифры, которые не могут в ней находиться: цифры 2, 3, 5, 9 (присутствуют в малом квадрате, к которому относится клетка); 1 и 8 (присутствуют на горизонтали) 4 и 6 (присутствуют на вертикали). Выходит, что единственный вариант для выбранной клетки - цифра 7.
Этих базовых алгоритмов достаточно для решения большинства классических судоку (зачастую и для сложных головоломок). Но в процессе решения, используя пометки в клетках, вы сможете придумать и множество других алгоритмов, тем самым ускорив решение головоломок.
И самое главное - решайте судоку, не торопясь!
Ведь это расслабляющая игра.